Публикации/О подшипниках

Русское слово «подшипник». Причины появления его искаженных вариантов

20 Февраля 2009

Толковый словарь Даля говорит о том, что под словом «подшипник» в различных механизмах понимают часть подушки, на которую опирается шип вала или оси; подшипником может быть и упорная подкладка, на которой вращается ось. То есть, словообразование слова «подшипник» заключено в нем самом. Семантика этого слова полностью определяется соотношением корня и приставки.

Слово «подшипник» в современном русском языке употребляется, обычно, в своем первоначальном значении, т.е., оно обозначает деталь, находящуюся под шипом. И, тем не менее, иногда это слово употребляют в искаженном виде, причиной чего является искажение семантики или фонетики слова «подшипник». К самым распространенным случаям подобных искажений следует отнести: «подшибник», «подшиник», «пошибник» и «пошипник». Рассмотрим корни этих искажений.

Подшибник

Наиболее часто встречается именно эта ошибка фонетического характера. По правилам русского языка глухой согласный звук «п», предшествующий сонорному «н», преобразуется в свой звонкий аналог «б». Именно так «подшипник» превращается в «подшибник». При этом, происходит и существенное искажение и первоначальной семантики слова. Деталь, находящаяся под шипом, превращается в нечто, которым что-то подшибают. Такую ошибку, по-видимому, часто делают люди, слабо разбирающиеся в технике, и не представляющие себе истинного назначения подшипника.

Подшиник

Другим искаженным вариантом «подшипника» является «подшиник». В этом варианте глухой согласный «п» просто пропускается («проглатывается»). Результатом этого является то, что деталь, находящаяся под шипом, становится деталью, которая размещена под шиной. Однако, правила русского словообразования требуют, чтобы в этом искаженном слове присутствовало двойное «н», принадлежащее корню и суффиксу. Т.е. это слово следовало бы писать, как «подшинник». В случае с этим искажением так же можно предполагать, что носители языка, делающие такую ошибку, слабо знакомы с техникой и имеют некоторое поверхностное знание общего устройства автомобиля. Вероятно, такие люди имеют какое-то представление о ступице и о том, что в ступице расположено устройство (подшипник), обеспечивающее свободное вращение колеса. Ну, а колеса, это, конечно же, шины. Именно таким образом нам представляется формирование семантики искаженного слова «подшиник», иного здесь придумать сложно.

Пошипник

Следует сказать, что такие искажения слова «подшипник», как «пошибник» и «пошипник» встречаются довольно редко и могут быть объяснены тем, что при низком уровне грамотности, человек при написании слова ориентируется на его звучание, т.е. на разговорную форму. В этом случае уловить какое-либо определенное изменение в семантике, практически, невозможно.

В заключение хочется сказать, что для недопущения всех вышеперечисленных искажений слова «подшипник» следует всегда помнить его семантику – «расположенный под шипом».

Подшипники впервые появились в нашей стране в 18-м веке, и уже тогда они своей конструкцией были близки к современным. Известно, что транспортировка пьедестала памятника «Медный всадник» в 1768 году в Петербурге производилась с использованием огромных салазок на полозьях из бревен, обитых листами меди. Эти салазки имели 32 углубления, в которых размещались 12-сантиметровые бронзовые шары. А в 1791 году русский механик Кулибин построил свой знаменитый «самокат» в котором использовался прообраз современного роликового подшипника – дисковый подшипник.

Смотрите также: